- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика законодательства в сфере правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015482 |
Тема: | Общая характеристика законодательства в сфере правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Общая характеристика законодательства в сфере правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека... 6 1.1 Понятие и виды методов искусственной репродукции человека….. 6 1.2 Исторические формирование методов искусственной репродукции человека в России и за рубежом…………………………………………... 10 1.3 Современные источники правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека…………………………………… 15 Глава 2. Условия производства, порядок и правовые последствия искусственной репродукции человека……………………………………. 19 2.1 Правовые условия и порядок производства вспомогательных репродуктивных технологий……………………………………………… 19 2.2 Правовые условия и порядок производства контррепродуктивных технологий……………………………………………………………………. 24 2.3 Правовые последствия искусственной репродукции человека………. 29 Глава 3. Ответственность в сфере искусственной репродукции человека. 33 3.1 Ответственность медицинского учреждения по договору возмездного оказания услуг при производстве искусственной репродукции человека………………………………………………………. 33 3.2 Ответственность за причинение вреда в сфере применения искусственной репродукции человека……………………………………... 43 3.3 Ответственность сторон договора о суррогатном материнстве……. 48 Заключение………………………………………………………………….. 56 Список использованных нормативно-правовых актов и литературы…. 59 Введение Воспроизведение человеком себе подобных - фундаментальный закон и величайшее таинство природы. Человек стремится оставить потомство, чтобы продолжить свой род. Регулируемые сложным комплексом биологических, психологических, духовных и социальных законов, репродуктивные процессы во все времена представляли интерес для их изучения. В настоящее время одним из актуальных является вопрос правового регулирования данного феномена. Свидетельством этого может служить появление в международных документах и научной литературе понятия "репродуктивные права" человека. Анализ специальной литературы показывает, что среди исследователей в настоящее время нет единства в определении репродуктивных прав. Более того, данная категория является новой для российского права, поэтому изучена правоведами недостаточно. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой репродуктивные права - это "комплексный институт", "совокупность правомочий". Ученые дают только характеристику, а не определяют содержание репродуктивных прав. Оно конкретизируется в международных документах. Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека, позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее "создателем" и "производителем". Особенно ярко это проявляется при применении различных методов искусственной репродукции – искусственного оплодотворения, имплантации эмбрионов, суррогатного материнства. Право на искусственное оплодотворение является одним из составляющих общего понятия репродуктивных прав. Вопросы искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Исторически потребность в искусственном оплодотворении вырастает главным образом из потребностей борьбы с собственно бесплодием вообще. В настоящее время общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения: "новая технология размножения", "техногенное производство людей", "асексуальное размножение" В оборот входят понятия: "избирательный аборт", "торговля репродуктивным материалом", "продукция оплодотворения" и др. Как и у каждой концепции, у идеи "искусственного оплодотворения" имеются и сторонники и противники и, конечно же, существует множество точек зрения на данную проблему. При рассмотрении вопроса искусственного оплодотворения представляется актуальным как изучение зарубежного опыта закрепления права человека на применение методов преодоления бесплодия – конкретно, права на искусственное оплодотворение, так и изучение российского законодательства, регулирующего данный вопрос. Целью данной работы является изучение такой категории прав человека как право на искусственное оплодотворение. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и виды методов искусственной репродукции человека; 2. Провести исторические формирования методов искусственной репродукции человека в России и за рубежом; 3. Проанализировать современные источники правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека; 4. Разобрать правовые условия и порядок производства вспомогательных репродуктивных технологий; 5. Изучить правовые условия и порядок производства котррепродуктивных технологий; 6. Провести анализ правовых последствий искусственной репродукции человека; 7. Рассмотреть ответственность медицинского учреждения по договору возмездного оказания услуг при производстве искусственной репродукции человека; 8. Разобрать ответственность за причинение вреда в сфере применения искусственной репродукции человека; 9. Проанализировать ответственность сторон по договору о суррогатном материнстве. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: первая глава «Общая характеристика законодательства в сфере правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека» состоит из трех параграфов и в ней расписаны понятия, виды, историческое формирование методов и современные источники правового регулирования искусственной репродукции человека в России и за рубежом; вторая глава «Условия производства, порядок и правовые последствия искусственной репродукции человека» состоит из трех параграфов и в ней раскрывается правовые условия и порядок производства вспомогательных, контррепродуктивных и правовые последствия репродукции человека; и третья глава «Ответственность в сфере искусственной репродукции человека» также состоит из трех параграфов и в ней раскрывается ответственность медицинского учреждения, за причинение вреда и сторон договора при репродукции человека. Глава 1. Общая характеристика законодательства в сфере правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека 1.1 Понятие и виды методов искусственной репродукции человека Особое внимание в законодательстве уделяется вопросам установления происхождения детей при применении искусственных методов репродукции человека. В современном мире нередки случаи, когда лица, желающие иметь детей, не могут достичь желаемого результата естественным путем. Вместе с тем, уровень научных разработок, на сегодняшний день, позволяет желающим испытать радость материнства и отцовства при помощи современных вспомогательных репродуктивных технологий. В случаях, когда зачатие естественным путем невозможно, может быть применено искусственные оплодотворение и имплантация эмбриона. К искусственным методам репродукции человека, предусмотренным Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относят искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона суррогатное материнство. Более подробно эти и другие методы искусственной репродукции человека определяются Приказом Минздрава России от 30 августа 2012 года № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»1. Нормы семейного законодательства определяют порядок установления происхождения детей, родившихся при помощи репродуктивных технологий. Так, исходя из положений абзац 1 пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации, лица, состоящие в зарегистрированном браке и давшие свое согласие в письменном виде на применение искусственного оплодотворения или имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка, записываются родителями этого ребенка в книге записей рождений. При этом, не имеет значения, являются ли супруги генетическими родителями ребенка или нет. Более сложные ситуации возникают в случае имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания. Супружеская пара, прибегнувшая к услугам суррогатной матери, может быть записана в качестве родителей ребенка только с письменного согласия женщины родившей и выносившей ребенка. При осуществлении государственной регистрации ребенка рожденного суррогатной матерью, в органы ЗАГС представляется документ, подтверждающий факт рождения ребенка и документ дающий согласие суррогатной матери на запись определенных лиц (супругов) родителями ребенка2. Очевидно, что только одного согласия суррогатной матери на имплантацию эмбриона и последующее вынашивание и рождение ребенка не будет достаточно для возникновения родительских прав у лиц, заключивших соответствующий договор. Согласие на производство требуемой записи должно быть дано суррогатной матерью уже после рождения ею ребенка. В случае отказа дать соответствующее согласие, суррогатная мать сама может быть записана матерью ребенка. Однако, если такое согласие дано после рождения ребенка, оно уже не может быть отозвано, иными словами, является окончательным. На практике нередко встречаются случаи, когда суррогатная мать после рождения ею ребенка не дает согласие на запись лиц, прибегнувших к ее услугам по вынашиванию ребенка, в качестве родителей. Согласно разъяснениям, которые даны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» в некоторых случаях вопрос о передаче ребенка биологическим родителям может быть разрешен в судебном порядке. В частности, в пункте 31 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечается, что в случае, если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями указанных выше лиц (потенциальных родителей), то данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание. В целях правильного рассмотрения дела суду, в частности, следует проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве и каковы условия этого договора, являются ли истца генетическими родителями ребенка, по каким причинам суррогатная мать не дала согласия на запись истцов в качестве родителей ребенка, и с учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений статьи 3 Конвенции о правах ребенка разрешить спор в интересах ребенка. Данное супругами в установленном законом порядке согласие на применение искусственных методов репродуцирования ограничивает их возможности при оспаривании отцовства (материнства). Вспомогательные репродуктивные технологи – собирательное название медицинских технологий, метолов лечения и процедур, направленных на достижение беременности пациенткой, при которых отдельные или все этапы осуществляются вне организма будущей материи. Применяются при бесплодии. В России применение вспомогательных репродуктивных технологий регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 6, статья 55), Приказом Минздрава России от 30.08.2012 года № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению и Приказом Минздрава России от 30 октября 2012 года № 556н «Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий». В этих документах дано следующее определение вспомогательным репродуктивным технологиям: «Вспомогательные репродуктивные технологии – это методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатное материнства)». Перечень технологий, относимых к вспомогательным репродуктивным технологиям, содержится в Приказе № 107н Минздрава Российской Федерации. Так к ним относятся: 1. Экстракорпоральное оплодотворение – вспомогательная репродуктивная технология, чаще всего используемая в случае бесплодия. Во время экстракорпорального оплодотворения яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «в пробирке», полученный эмбрион содержит в условиях инкубатора, где он развивается в течении 2-5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития. 2. Инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита – метод лечения бесплодия, один из вспомогательных методов искусственного оплодотворения. 3. Криоконсервация половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, транспортировка половых клеток (или) тканей репродуктивных органов – низкотемпературное хранение живых биологических объектов с возможностью восстановления их биологических функций после размораживания. 4. Использование донорских ооцитов. 5. Использование донорской спермы. 6. Использование донорских эмбрионов. 7. Суррогатное материнство – вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребенка участвуют три человека: генетический отец – лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребенка взять на себя обязанности отца; генетическая мать – лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребенка взять на себя обязанности матери; суррогатная мать – женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребенка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребенка. В ряде случаев (например при бесплодии будущей приемной матери или ее полном отсутствии, а также, если ребенка будет воспитывать отец-одиночка) суррогатная мать также может быть одновременно и генетической матерью. 8. Искусственная инсеминация спермой мужа (партнера) или донора. 1.2 Исторические формирование методов искусственной репродукции человека в России и за рубежом Проблемы правового регулирования репродуктивной деятельности человека в настоящее время находятся в центре внимания не только медицинского, но и юридического сообщества. Права человека в сфере репродукции стали особо значимыми в связи с появлением новых методов преодоления бесплодия, что неизменно повлекло за собой усилением роли права. Искусственная инсеминация, донорство эмбриональных клеток, суррогатное материнство уже стали повседневной реальностью. Вместе с тем, темпы внедрения методов вспомогательных репродуктивных технологий в повседневную медицинскую практику опережают развитие правовой базы в этой области, причем не только в России, но и во всем мире. Действующее российское законодательство в настоящее время регулирует лишь узкий круг проблем репродукции человека. Действующие нормы Семейного кодекса Российской Федерации и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан затрагивают лишь отдельные аспекты из всего комплекса проблем, многие из существующих положений спорны и противоречат друг другу, что обуславливает как необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере общественных отношений, так и создание правовых механизмов их регулирования3. Анализ правовых норм зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о том, что самостоятельными нормативными актами в основном урегулированы вопросы применения методов вспомогательных репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона, суррогатное материнства). Наиболее прогрессивным государством в этом отношении является Швейцария. Так, в ст. 119 Конституции Швейцарской Конфедерации отдельно урегулированы вопросы применения репродуктивной медицины и генной инженерии человека. В соответствии с данной статьей процедуры медицински поддерживаемой репродукции могут быть применены в том случае, если преодоление бесплодия невозможно иным способом. Оплодотворение человеческих яйцеклеток вне тела женщины также разрешается только при установленных законом условиях. При этом, вне тела женщины можно развить в эмбрионы столько человеческих яйцеклеток, сколько их можно ей сразу имплантировать. Отдельно оговаривается запрет на пожертвование эмбрионов и все виды суррогатного материнства. Запрещается также любая торговля человеческим зародышевым материалом и производными из эмбрионов. Таким образом, репродуктивное право на применение методов искусственной репродукции в указанной стране является составной частью основных прав человека и гарантируется Конституцией. Необходимо отметить, что, несмотря на активное развитие методов искусственного оплодотворения, не во всех странах однозначно приветствуется вмешательство в репродуктивную сферу с помощью медицины. В некоторых странах возобладал запретительный подход в правовом регулировании вспомогательные репродуктивные технологии. Это, прежде всего, Италия. Принятый в Италии закон запрещает замораживать и уничтожать эмбрионы. Запрещены вывоз эмбрионов и гамет за границу. Не разрешается также искусственное оплодотворение одиноких женщин. А супружеские пары не могут использовать сперму другого мужчины. Еще одно условие - для каждой женщины могут быть созданы лишь три эмбриона, которые должны быть имплантированы биологической матери. Передумать или отказаться от одного из них она не имеет права. Определяющим фактором достаточно консервативного взгляда на применение современных биотехнологий в области репродукции человека стала позиция Римской католической церкви, осуждающей любые попытки искусственного вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни. Некоторые методы вспомогательных репродуктивных технологий (в частности, суррогатное материнство) полностью запрещены также во Франции и Германии. Так, суррогатное материнство противозаконно во Франции, и Верховный апелляционный суд (Cour de Cassation) постановил, что оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о не отчуждаемости человеческого тела. Прибегнуть к другим методам вспомогательные репродуктивные технологии во Франции могут только супружеские пары, либо официально зарегистрированные, либо не менее двух лет живущие гражданским браком. В Германии разрешено только искусственное оплодотворение, доступ к которому гарантирован лицам, состоящим в законном браке. Суррогатное материнство, предполагающее донорство женских яйцеклеток, рассматривается как недопустимое. Более того, любые попытки осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения, рассматриваются с точки зрения уголовного права как преступление. Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать. В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. Коммерческое суррогатное материнство запрещено в Греции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии и Испании. В Нидерландах, например, запрещена реклама суррогатного материнства, предложения услуг суррогатных матерей и их подбор, в Великобритании допускается только оплачивать текущие расходы на оказание медицинской помощи. В Венгрии и Дании суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей. Диаметрально противоположной точки зрения на процесс искусственного оплодотворения и, в частности, по отношению к возможности использования суррогатного материнства, придерживаются многие штаты США (за исключением Нью-Джерси, Мичигана, Аризоны). Наиболее прогрессивной в этом отношении является Калифорния. По законодательству Калифорнии предоставление услуг суррогатного материнства не противоречит общественному сознанию, в связи с чем на территории штата разрешено суррогатное материнство независимо от того, на каких началах оно будет основано4. В Израиле применение вспомогательных репродуктивных технологий представляется наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия. Правовыми нормами детально регламентируются права, обязанности сторон суррогатного материнства и механизм применения данного метода репродукции человека. В Финляндии вопросы, связанные с применением метода суррогатного материнства и установлением происхождения детей, рожденных вне брака, регулируются Законом об установлении отцовства. Согласно положениям Закона, при рождении ребенка суррогатной матерью применяется принцип биологического родства, то есть материнство автоматически следует из факта рождения ребенка, даже в тех случаях, когда полностью используются донорские клетки супругов и между биологической матерью и новорожденным нет никакой родственной связи. В последующем материнство не может быть аннулировано на том основании, что законной матерью не является биологическая мать ребенка. В целом, согласно обзору всемирного мониторинга вспомогательные репродуктивные технологии официальное государственное регулирование репродуктивной деятельности человека разработано лишь в отдельных государствах: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрия, Германии, Дании, Израиле, Италии, Испании, Канаде, России, Швейцарии и др. Во многих странах программы ВРТ либо регулируются отраслевыми рекомендациями (Австралия, Аргентина, Бразилия, Египет, Таиланд, Филиппины, Хорватия, ЮАР, Япония) либо в соответствии со сложившимися традициями и возможностями (Венесуэла, Иордания, Колумбия, Малайзия, Румыния, Уругвай, Эквадор). Выбор способа регулирования не связан с демографической ситуацией в стране, в частности, с численностью населения, темпами его роста или убыли, показателями рождаемости, но определяется правовыми традициями, длительностью включения ВРТ в общедоступную медицинскую практику, историей общественного контроля фертильности. Таким образом, несмотря на различие в широте моральной приемлемости различных методов лечения бесплодия, финансового обеспечения внедрения новых методик вспомогательные репродуктивные технологии, в различных странах существуют похожие пробелы в законодательстве, следовательно, возникают аналогичные проблемы при их решении. Отсутствие полноценного репродуктивного законодательства свидетельствует о том, что оно просто еще не до конца сформировано, правовые нормы не только не успевают за развитием медицинских технологий, но начинают противостоять им, несмотря на острую демографическую необходимость. Правовая нестабильность ставит врачей, пациентов и родившихся детей в двойственную ситуацию по отношению к существующим законам, что тормозит развитие клинической практики вспомогательные репродуктивные технологии. Наиболее острые проблемы вызывают самые современные программы: суррогатное материнство репродуктивное донорство, клонирование, посмертная инсеминация, редукция эмбрионов, а также "лабораторные" программы, связанные с использование невостребованных эмбрионов, стволовых и половых клеток. Представляется очевидным, что такая значимая сфера здоровья и жизнедеятельности человека, общественные отношения в сфере репродукции, не могут обойтись без адекватного правового регулирования. При формировании правовых норм, регулирующих репродуктивную деятельность человека, необходимо учитывать наиболее прогрессивный зарубежный опыт правового регулирования данной сферы5. 1.3 Современные источники правового регулирования отношений при искусственной репродукции человека Правовые аспекты регулирования репродуктивной функции и планирования семьи изложены в международных документах. Наряду с другими фундаментальными правами репродуктивное здоровье человека предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека. В ст. 11 отмечается "право на охрану здоровья и безопасность в рабочих условиях, включая репродуктивную функцию". Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 156 (1981) предусматривает защиту семьи, недопустимость вынужденной стерилизации для сохранения или получения работы, что рассматривалось бы как грубое нарушение прав человека. В Уставе ВОЗ отмечается, что "репродуктивное здоровье есть состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Декларация Всемирной медицинской ассоциации о медицинских абортах (1983) основополагающим принципом считает, что отношение к аборту лежит вне компетенции медицины, но врачи должны обеспечить защиту своим пациентам и уважать право женщины на самостоятельное решение вопроса о материнстве. Неоднозначность выбора определяется религиозными и нравственными позициями, причем любое решение требует уважения. На основании международных законов о правах человека сформулированы юридические основы поддержки проблемы репродуктивного здоровья в современной России. В ст. 38 Конституции РФ указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Вопросы, связанные с планированием семьи и регулированием репродуктивной функции женщины, регламентируются в нашей стране правовыми документами различного уровня. Правовые основания прерывания беременности наряду с другими видами медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека изложены в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Раздел VII "Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека" включает 3 статьи: об искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона (ст. 35), искусственном прерывании беременности (ст. 36) и медицинской стерилизации (ст. 37). Государство гарантирует права беременных женщин, наряду с другими группами населения. Этому посвящена ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В ней отмечается, в частности, что беременные женщины имеют право на обеспечение специализированной медицинской помощью в государственных и муниципальных лечебных учреждениях за счет средств целевых фондов и других источников. Женщины имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет. В статье отмечаются и другие гарантии и льготы, более подробно изложенные в законодательстве РФ и республик в составе РФ, в правовых льготах субъектов Федерации, а также в документах федерального значения. Здесь уместно упомянуть Указ Президента РФ от 04.03 93 № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" (в ред. от 01.09.00), Федеральный закон от 24.08.95 № 152-ФЗ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (с изм. от 30.12.01). В ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан отмечается право каждой женщины решать самостоятельно вопрос о материнстве. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) в своем заявлении о планировании семьи (1983) рекомендует национальным медицинским ассоциациям способствовать планированию семьи, целью которой является не навязывание ограничений, а улучшение и обогащение человеческой жизни. Родители должны обладать знаниями и владеть способами планирования семьи и самостоятельно принимать решение о количестве детей. Вопросы планирования семьи являются частью раздела о здоровье матери и ребенка, все заинтересованные организации должны сотрудничать в области медицинских и гигиенических аспектов планирования семьи. Медицинское вмешательство с целью влияния на репродуктивную функцию человека в зависимости от цели делится на две группы: стимулирующие и ограничивающие репродуктивные процессы. Репродуктивное здоровье - неотъемлемый элемент здоровья гражданина. Биологическая сущность любого живого существа проявляется именно через репродуктивную составляющую, через продолжение рода. Человеческая цивилизация прошла разные этапы в регулировании репродуктивного поведения человека: от полного отсутствия воздействия на эту сферу человеческого бытия, до довольно жесткого влияния на рассматриваемую сферу посредством норм морали, религии и права. Право на репродукцию и репродуктивное здоровье стало особо значимым феноменом в последнее столетие в связи с некоторым ослабеванием влияния религии и морали на поведение человека с одной стороны, а с другой - усилением роли права. Эти права стали получать закрепление не только в текущем законодательстве, но и на уровне конституций отдельных государств. Еще больше проблема правовой регламентации отношений по поводу репродукции обострилась в последние десятилетия в связи с научно-техническим прогрессом, развитием биотехнологий, появлением практических возможностей человечества по воссозданию себе подобных в "искусственных" условиях. Искусственная инсеминация, донорство эмбриональных клеток, суррогатное материнство уже стали такой же повседневной реальностью. Активно ведутся научные разработки по клонированию человека. Современный человек, современная семья, испытывая на себе давление социума, влияние различных факторов, уже не считают возможным для себя относиться к продолжению рода как случайному, а тем более, нежелательному явлению, что обусловливает развитие системы, получившей наименование "Планирование семьи". К беременности стали относиться как процессу регулируемому, обеспечивающему оптимальный вариант продолжения рода, исходя из особенностей здоровья пары, их жизненных планов, специфики трудовой деятельности и прочее6. Естественно, что такая значимая сфера здоровья и жизнедеятельности человека, общественные отношения по поводу репродукции, не могут обойтись без адекватного правового воздействия. В России в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правовой регламентации подлежат: искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона; искусственное прерывание беременности; медицинская стерилизация. В соответствии со ст. 35 Основ, каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины)7. Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 36 Основ, каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья 37 Основ регулирует вопросы медицинской стерилизации. Медицинская стерилизация, как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции, в соответствии с действующим законодательством, может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Как можно убедиться, действующее российское законодательство в настоящее время регулирует лишь узкий круг проблем репродукции человека, и в первую очередь, регулирует репродуктивное поведение женщин, в то время как право на репродукцию принадлежит лицами обоего пола и обоим родителям. Глава 2. Условия производства, порядок и правовые последствия искусственной репродукции человека 2.1 Правовые условия и порядок производства вспомогательных репродуктивных технологий В настоящее время на федеральном уровне есть 2 основных документ, регламентирующих правила применения и использования вспомогательных репродуктивных технологий. Первый и основный – Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, протипоказаниях и ограничениях к их применению», зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 2013 года № 27010. Второй – Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 октября 2012 года № 556н «Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательной репродуктивной технологии. Оба документа базируются и основаны на принципах, заложенных в статье 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Пункт 3 статьи 55 ФЗ № 323 прямо закрепляет, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина же имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Таким образом, базовым принципом в применении вспомогательных репродуктивных технологий при оказании медицинской помощи является именно добровольное согласие на это пациента (пациентов), явно выраженное и закрепленное в документе, составленном в письменном виде. Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии граж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: